главная страница










Современныйлитературный процесс (программа для магистрантов)

СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

 

Автор:

Новиков Владимир Иванович, профессор кафедры литературно-художественной критики

 

1. Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины «Современный литературный процесс» заключаются в следующем: сформировать у обучающихся системное представление о современном русском литературном процессе в контексте развития зарубежной литературы; дать знание основных событий отечественной литературной жизни последних трех десятилетий в широком историко-политическом и культурно-эстетическом контексте; познакомить студентов с течениями и тенденциями текущей словесности, творчеством ведущих поэтов, прозаиков, драматургов, c состоянием нынешней литературно-художественной критики и журналистики.

 

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина  относится к базовой части ООП, общенаучному разделу. Она логически и содержательно-методически связана с дисциплиной «Современные проблемы развития общества» (рассматривается отражение в современной литературе социально-политических проблем и реалий) и основывается на общекультурологических знаниях.

Для изучения дисциплины студент обязан владеть базовыми знаниями в области теории и истории литературы. К необходимым знаниям относится также представление обучающихся об общественно-культурной миссии журналистики, о работе журналиста, в том числе как особом роде литературного творчества.

Освоение дисциплины «Современный литературный процесс» коррелируется с изучением дисциплин «Теории массовой коммуникации», «Современный медиатекст», а также освоением ряда соответствующих магистерских программ, связанных с тематикой данного курса.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Современный литературный процесс» направлен на формирование следующих профессиональных компетенций по ОС МГУ:

способность анализировать содержание и особенности современного литературного процесса, что необходимо для более глубокого понимания современных социально-культурных реалий;

способность использовать социально-гуманитарные знания, полученные в процессе магистерской подготовки, в профессиональной практике.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать: общие закономерности исторического развития отечественной литературы второй половины 1980-х гг. – начала XXI вв. в социально-политическом контексте, во взаимодействии художественной словесности с другими видами искусства и с отечественной литературной прессой, зарубежной литературой, иметь представление о проблемно-тематических направлениях и творчески-эстетических тенденциях литературы, о ее значимых представителях, их общественно-литературных позициях и произведениях;

Уметь: применять полученные знания в практической деятельности как в прямом виде (для анализа и оценки  литературных произведений, освещения литературных событий в рамках профессиональной деятельности), так и в опосредованном (использование  литературных знаний в различных видах медийной и научно-исследовательской деятельности);

Владеть: информацией о литературно-художественной реальности конца ХХ – начала ХХI в.в., системным представлением о функционировании литературы в современных социально-коммуникативных условиях, современным литературным языком в его разнообразии и богатстве.

 

4. Структура и содержание дисциплины «Современный литературный процесс»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

 

4.1. Структура дисциплины

Курс состоит из пяти основных частей:

а) социально-политический контекст литературного процесса второй половины 1980-х – 2000-х  гг. (разделы 1 – 4);

б) культурно-эстетическое своеобразие отечественной словесности рубежа ХХ и ХХI вв.

(разделы 5 – 10);

в) основные творческие тенденции и известные имена текущей русской словесности

(разделы 11 – 22);

г) литературный процесс в контексте художественного процесса нашего времени. Современная литература в ее взаимодействии с другими видами искусства (разделы 23 – 26);

д) медийная составляющая современного литературного процесса (разделы 27 – 32).

 

 

п/п

 

Раздел

Дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, (в часах)

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

аудиторная

самостоятельная

1

Феноменология литературного процесса. Классика отечественного литературоведения как методологическая основа исследования литературного процесса

1

2

2

 

2

Хронологические границы понятия «современный литературный процесс»

1

2

2

 

3

Эпоха перестройки и гласности

1

2

2

 

4

Литературный процесс в условиях рынка Литература и читатели

1

2

2

 

5

Основные литературные традиции современной словесности

1

2

2

 

6

Воздействие современной иностранной литературы на литературный процесс в России. Зарубежная массовая литература и ее влияние на современную отечественную прозу

1

2

2

 

7

Диверсификация литературного процесса

1

2

2

 

8

Аксиология современной литературы

1

2

2

 

9

Модернистский вектор современной словесности

1

2

2

 

10

Отечественный постмодернизм

1

2

2

 

11

Жанровое своеобразие современной прозы

1

2

2

 

12

Реалистическая проза

1

2

2

 

13

Военная тема в современной словесности

1

2

2

 

14

Литература «нон-фикшн»

1

2

2

 

15

Литература и история

1

2

2

 

16

Филологическая проза как литературное явление

1

2

2

 

17

Гротеск и фантастика в современной словесности

1

2

2

 

18

Женская проза

1

2

2

 

 

 

 

 

 

В конце семестра – зачет

19

Массовая литература

2

2

2

 

20

Современная научная фантастика

2

2

2

 

21

Современная поэзия

2

2

2

 

22

Поэзия нового поколения

2

2

2

 

23

Литература и музыка

2

2

2

 

24

Литература и кино

2

2

2

 

25

Литература и театр

2

2

 

 

26

Литература и изобразительное искусство

2

2

2

 

27

Литература в информационном обществе Формы презентации современной словесности в СМИ

2

2

2

 

28

Литературная критика и ее роль в литературном процессе

2

2

2

 

29

Текущее состояние литературной журналистики в прессе

2

2

2

 

30

Литература на телеэкране и в радиоэфире

2

2

2

 

31

Литература и Интернет

2

2

2

 

32

Литературные премии как фактор литературного процесса

2

2

2

 

 

 

 

 

 

В конце семестра – экзамен

 

4.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Феноменология литературного процесса. Классика отечественного литературоведения как методологическая основа исследования литературного процесса

Основные категории и понятия, связанные с исследованием литературного процесса: литературное течение, литературное направление, творческая индивидуальность, «имманентность» и «каузальность» литературного развития. Междисциплинарный подход к изучению современного литературного процесса: филологический, ценностно-эстетический, социологический и информационно-медийный аспекты. Концепция литературной эволюции Ю.Н. Тынянова и Б. М. Эйхенбаума. Динамическое взаимодействие «центра» и «периферии» литературного развития по Ю.Н. Тынянову и В.Б. Шкловскому. Идеи «диалога», «полифонии», «памяти жанра», «большого времени» в трудах М.М. Бахтина. Классики русского литературоведения как реальные участники литературного процесса: литературно-критическая деятельность «формалистов», бахтинские лекции 1920-х гг. о современной словесности.

2

Хронологические границы понятия «современный литературный процесс»

Середина 1980-х гг. как рубеж советской и «постсоветской» эпох. Социально-политическая ситуация периода перестройки и гласности. Участие ведущих писателей в общественной жизни второй половины 1980-х гг. Литературная организация «Апрель». Последний съезд Союза писателей СССР в 1986 г. и его раскол в 1991 г. Противостояние Союза российских писателей и Союза писателей России. Возвращение А. Солженицына на родину, его литературная и общественная деятельность в новой России.

3

Эпоха перестройки и гласности

Культурно-информационный «прорыв» второй половины 1980-х гг. Публикация в «толстых» журналах ранее запрещенных шедевров советского периода, произведений «самиздата» и «тамиздата». Воссоединение литературной «метрополии» и эмиграции. Роль новой свободной прессы в литературной жизни. Отмена цензуры в 1990 г. как законодательный акт, прекративший существование советской литературы.

4

Литературный процесс в условиях рынка. Литература и читатели

Коммерциализация книгоиздательского процесса. Изменение социально-экономического статуса «толстых» журналов. Положение профессиональных литераторов в новых условиях. Читательский бум 1980-х гг. и снижение читательского интереса к современной отечественной некоммерческой словесности в 1990-2000-е гг. Утрата литературой былой общественно-духовной роли и негативные социально-культурные последствия этого явления.

5

Основные литературные традиции современной словесности

Русская классика, литература «серебряного века» и советская литература как литературные ориентиры писателей постсоветской эпохи. Проблема традиции и новаторства в литературе последних десятилетий. «Вечные вопросы» русской классики в современном звучании. Художественные миры Пушкина, Гоголя, Достоевского, Л. Толстого, Чехова, Блока как парадигмы сегодняшнего художественного сознания. Литература советского прошлого и ее современное осмысление. Новые книги А. Толстом, А. Ахматовой, Б. Пастернаке, О. Мандельштаме, М. Булгакове, Д. Хармсе, А. Твардовском, А. Солженицыне, Б. Окуджаве, В. Высоцком и споры об этих писателях в прессе. Полемика о русской классике и о советской литературе в СМИ.

6

Воздействие современной иностранной литературы на литературный процесс в России. Зарубежная массовая литература и ее влияние на современную отечественную прозу

Зарубежная классика ХХ в. (Э. Хемингуэй, У.Фолкнер, Г. Бёлль и др.) и ее восприятие отечественной культурой. Экзистенциальная проблематика западноевропейской литературы: романы М. Кундеры, драматургия Т. Стоппарда. Латиноамериканская проза: Г. Гарсиа Маркес, Х.Л. Борхес, М. Варгас Льоса и др.) и ее влияние на российскую культуру. Синтез интеллектуальности и остросюжетности в творчестве Дж. Фаулза, У. Эко, М. Павича, С. Рушди как влиятельный для русской литературы «тренд». Западная беллетристика и масскульт (Й. Макьюэн, М. Уэльбек, Ф. Бегбедер и др.) и их влияние на отечественную коммерческую литературу. Классика зарубежной научной фантастики (С.Лем, Р. Бредбери, А. Азимов и др.) и ее рецепция в России. Фантастические миры Г. Лавкрафта, Ф. Дика, С. Кинга и жанр фэнтези в России.

7

Диверсификация литературного процесса

Антиномия «серьезной» и коммерческой словесности в читательском и критическом сознании, в издательской практике. Параллельное существование множества литературных субкультур (научная фантастика, детектив, любовно-сентиментальная проза и т.п.).

8

Аксиология современной литературы

Три ценностно-иерархических слоя: высокая («элитарная») словесность, беллетристика, масскульт. Подвижность границ между «высокими» и «низкими» жанрами и стилями. Усложнение представлений о  «гамбургском счете» в современной литературе.

9

Модернистский вектор современной словесности

Продолжение акмеистической традиции  в творчестве А. Тарковского, А. Кушнера, поэтов «ленинградской школы». Соединение традиций О. Мандельштама и М. Цветаевой в поэзии И. Бродского. Неофутуризм в поэзии  (Г. Айги, В. Соснора и их последователи). Модернистские приемы в поэзии Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, Ю. Мориц и др.  Синтез реализма и модернизма в прозе В. Аксенова, В. Войновича, Ф.Искандера, В. Маканина, Л. Петрушевской. Черты «орнаментальной» поэтики прозы 1920-х гг. в творчестве М. Шишкина, О. Славниковой, А. Иличевского

10

Отечественный постмодернизм

Постмодернизм как литературная эпоха. «Пушкинский дом» А. Битова и «Москва-Петушки» В. Ерофеева и их влияние на современную прозу. Черты постмодернизма в прозе С. Соколова, Т. Толстой, В. Сорокина, В. Пелевина, В. Шарова, в поэзии Д. Пригова, Т. Кибирова, Л. Рубинштейна, А. Еременко и др. Концептуализм как литературная школа. Исчерпанность постмодернистской художественной парадигмы к началу ХХI в.

11

Жанровое своеобразие современной прозы

Роман как базовая жанровая форма, ее разновидности и модификации. Повесть и рассказ, их функционирование в периодике и в издательской практике. Проблемы жанровой циклизации. Современная художественная книга:  литературный, коммуникативный и социальный аспекты ее создания и читательского восприятия.

12

Реалистическая проза

Ориентация на традицию психологического реализма в творчестве О. Ермакова, А. Дмитриева, П. Алешковского, А. Уткина, О. Павлова, Р. Сенчина и др. Споры о «новом реализме». Деревенская проза и ее современные последователи. В. Распутин: от «Пожара» к повести «Мать Ивана, дочь Ивана». Рассказы и очерки Б. Екимова о современной деревне. Сентиментальные образы «простых людей» в прозе А. Варламова.

13

Военная тема в современной словесности

Последние романы В. Астафьева, Г. Владимова, В. Богомолова о Великой Отечественной войне. Новая военная проза. «Афганская» тема в произведениях О. Ермакова. Чеченская война в изображении А. Бабченко, З. Прилепина и др. Кавказская тема в творчестве В. Маканина, дискуссия о его романе «Асан».

14

Литература «нон-фикшн»

Воспоминания как способ воскрешения реальной истории: «Подстрочник» Л. Лунгиной, «Крещенные крестами» Э. Кочергина. Мемуарная проза В. Войновича, М. Ардова и др..   Художественные сюжеты на автобиографической основе: проза В. Попова, П. Санаева и др.

15

Литература и история

Творческое осмысление российской истории в прозе Ю. Давыдова, А. Кабакова, Е.Попова, В. Шарова, Л. Юзефовича, М. Веллера  и др. Антиутопия и «альтернативная история» как продуктивные жанровые формы. Имперские мотивы в современной прозе. Культ сталинской «советской империи» в прозе и публицистике А. Проханова. «Ностальгия по советскому» в произведениях Ю. Полякова,  П. Крусанова, М. Елизарова и др.

16

Филологическая проза как литературное явление

Творческое наследие Л. Гинзбург, Ю. Лотмана, Н. Эйдельмана, Э. Герштейн, М. Гаспарова, А. Чудакова.  Соединение научно-эстетической рефлексии с художественным вымыслом в произведениях А. Битова, А. Наймана, С. Гандлевского, А. Жолковского. Специфика «филологического романа». Эссеистика Т. Толстой, П. Вайля, А. Гениса и др.: проблематика и стилистика.

17

Гротеск и фантастика в современной словесности

«Метафизический реализм» Ю. Мамлеева и его влияние на поиски молодых прозаиков. Научная фантастика как литературная «субкультура», ее влияние на «высокую» прозу.  Гротескные сюжеты А. Азольского, В. Орлова,  А. Слаповского, Ю. Буйды,  Д. Быкова и др.

18

Женская проза

Образ советского времени в прозе Л. Петрушевской, Т. Толстой, Л. Улицкой. Семейно-любовная проблематика прозы В. Токаревой, Д. Рубиной и др.

19

Массовая литература

Экспансия массовой культуры в литературно-издательском процессе. «Серийность» как отличительный признак масскульта – в отличие от «цикличности» высокой прозы. Феномен «женского детектива». Романы А. Марининой, П. Дашковой, Т. Устиновой, Д. Донцовой, Ю. Латыниной и их читательское восприятие. Сентиментально-любовный роман как жанровая форма (Е. Вильмонт, А. Берсенева и др.). Романы масскульта и специфика телесериала. «Ретроспективный» детектив Б. Акунина и его культурная роль. «Римейки» классических шедевров как развлекательное «чтиво». Полемика в СМИ о пересказах классики и комиксах на ее основе.

20

Современная научная фантастика

А. и Б. Стругацкие как классики жанра. «Пенталогия» С. Лукьяненко «Ночной дозор». Формирование жанра «фэнтэзи». Макс Фрай как литературный проект.

21

Современная поэзия

Творческая эволюция ведущих мастеров: И. Лиснянской, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, А. Кушнера, В. Сосноры, Н. Матвеевой, Ю. Мориц, О.Чухонцева, Т.Кибирова, С. Гандлевского, Е. Шварц, О. Седаковой,  и др. Позднее творчество И. Бродского и сегодняшнее восприятие его поэзии.

22

Поэзия нового поколения

. Стихи В. Павловой, М. Степановой, М. Амелина, В. Полозковой и др. Лирика и поэтическая публицистика Д. Быкова, ее читательское восприятие.

23

Литература и музыка

Творчество С. Губайдулиной, В. Мартынова; связь этих композиторов со словесной культурой. Классика авторской песни (Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич) и ее сегодняшнее восприятие. Новые мастера «гитарной поэзии» (В. Долина, М. Щербаков, Т. Шаов). Основные тенденции в развитии современной рок-музыки. Творческое наследие В. Цоя и А. Башлачева.  Ведущие отечественные рок-поэты современности (Б. Гребенщиков, Ю. Шевчук, Д. Арбенина).

24

Литература и кино

Фильмы А. Германа, К. Муратовой, А. Сокурова, А. Звягинцева в культурном контексте эпохи.

25

Литература и театр

Современная драматургия. Пьесы Н. Садур, Н. Коляды,  М. Угарова, О. и В. Пресняковых, , В. Дурненкова, и др. «Новая драма» и «Театр.doc». Синтез словесного и театрального искусства в творчестве Е. Гришковца. Основные тенденции в развитии современной театральной режиссуры и актерского мастерства.

26

Литература и изобразительное искусство

Основные тенденции в развитии живописи, скульптуры, архитектуры. Перспективы синтеза словесного и визуального искусства. Инсталляция и перформанс как формы поэзии (Д. Пригов и др.).

27

Литература в информационном обществе. Формы презентации современной словесности в СМИ

Изменения в специфике художественной коммуникации, новые аспекты диалога между писателем и читателем. Новые информационные технологии и их влияние на литературный процесс. «Толстые»  журналы как традиционная форма литературной периодики, их текущее состояние и перспективы. Современная словесность в еженедельниках и газетах, в «глянцевых» журналах.  Писатели и пресса. Общественно-читательское мнение в периодике.

28

Литературная критика и ее роль в литературном процессе

Публицистический характер литературной критики периода перестройки и гласности (Л. Аннинский, И. Золотусский, Б. Сарнов, Ст. Рассадин, С. Чупринин, Н. Иванова и др.). Трансформация критики в 1990-е гг., переход к эстетическим оценкам и внутренним проблемам литературы (А. Агеев, А. Немзер, П. Басинский).

29

Текущее состояние литературной журналистики в прессе

Формирование амплуа литературного обозревателя в СМИ и профессиональной «книжной критики». Жанры совремненной литературной журналистики: проблемная статья, обзор, рецензия, интервью.

30

Литература на телеэкране и в радиоэфире

Авторские телепрограммы «Тем временем» (А. Архангельский), «Апокриф» (В. Ерофеев), «Культурная революция» (М. Швыдкой), «Пресс-клуб» (И. Засурский), «Школа злословия» (Т. Толстая и А. Смирнова) и их роль в литературной жизни. Литература на радио «Эхо Москвы» и «Свобода».

31

Литература и Интернет

Понятие «сетература».  «Журнальный зал» в сетевом «Русском журнале», сетевые версии газет. Электронные периодические издания, освещающие современный литературный процесс: «Частный корреспондент», «Грани.ру», «Open Space», «Infox.ru» и др. «Живой журнал» как рупор читательского мнения и как способ публикации самодеятельных литераторов. Блог как форма работы профессионального литератора.

32

Литературные премии как фактор литературного процесса

Государственные премии РФ, премии «Триумф», «Русский Букер», «Поэт», «Большая книга», «Национальный бестселлер», «НОС», «Ясная Поляна», их концепции и процедура их присуждения. Молодежная премия «Дебют».  Премия имени Андрея Белого, ее особенный, «альтернативный характер». Освещение премиального процесса в литературной журналистике.

 

5. Рекомендуемые образовательные технологии

В ходе учебного процесса практикуются: разборы новинок современной поэзии, прозы и драматургии, дискуссии об актуальных проблемах литературы, а также встречи с ведущими писателями и мастер-классы литературных критиков и журналистов.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

К самостоятельной работе обучающихся относятся: чтение художественных произведений современной литературы; знакомство с литературной периодикой, с радио- и телевизионными программами, отражающими современный литературный процесс; освоение интернет-ресурсов, связанных с предметом; написание эссе и рефератов, посвященных современной литературе и литературной прессе. После первого семестра сдается зачет, по окончании курса – экзамен.

 

Примерные вопросы к экзамену и зачету.

Научно-филологическая методология изучения литературного процесса.

Своеобразие литературного процесса периода перестройки и гласности.

Отмена политической цензуры и влияние этого события на литературу.

Литература и рынок: статус писателя и интересы читателя.

Русская литературная классика в современном писательском, критическом и читательском сознании.

«Серебряный век» и его отражение в современной литературе и прессе.

Литература советского прошлого и ее сегодняшнее восприятие.

Биографический «бум» в современной культуре.

Высокая словесность и коммерческая литературная продукция.

Реализм и модернизм: их динамическое соотношение в современной литературной практике.

Традиции и новаторство в современной поэзии, прозе, драматургии.

Судьба литературного «шестидесятничества».

Существует ли русский постмодернизм?

Пути современного романа.

Повесть и рассказ в современной литературе.

Феномен книги и его судьба в новой информационной ситуации.

«Живые классики» современной поэзии и прозы, их культурный и медийный статус.

Творчество В. Аксенова, А. Битова, В. Маканина, Л. Петрушевской на рубеже ХХ и ХХI вв.

Споры о «новом реализме» в современной критике.

Новая проза о войне (О. Ермаков, А. Бабченко, З. Прилепин).

Литература «нон-фикшн» и ее культурная роль.

Писатели и история.

Современная филологическая проза и эссеистика.

Гротеск и фантастика в современной поэзии и прозе.

Перспективы развития научно-фантастического жанра.

Существует ли женская литература?

Типология современной массовой литературы.

Пути современной поэзии.

Современная литература и ее взаимодействие с другими видами искусства.

Современная литературная критика.

 

Примерная тематика эссе и рефератов:

Обзор общего состояния современной литературы (на примере текущего года).

Главное литературное событие года.

Литературный портрет современного писателя (по выбору).

Лидеры современной прозы.

Современная научная фантастика.

Поэты-шестидесятники и их творческая эволюция.

Новые поэтические имена.

Произведения, о которых спорят.

Литература и Интернет.

Литература и телевидение.

Разбор статей одного из ведущих литературных критиков (по выбору).

Отечественные литературные премии и их освещение в прессе.

Будущее современной словесности («литературные мечтания»).

Возможен ли синтез высокой словесности и массовой культуры?

Обзор книг о писателях ХХ века в серии «Жизнь замечательных людей».

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

а) основная литература:

Богданова О. Современный литературный процесс. – CПб., 2001.

Богомолов Н. А. Две лекции по истории современной литературы. – М., 2009.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Русская литература ХХ века (1950-1990 годы). В 2-х т. Т.2. Изд. 3-е. – М., 2008.

Немзер А. Замечательное десятилетие русской литературы. – М., 2001.

Новикова О., Новиков Вл., Новикова Л. Семейный дневник: Литература, культура и… политика. – М., 2009.

Черняк М.А. Современная русская литература: Учебно-методические материалы. – М., 2007.

Чупринин С. Русская литература сегодня: Новый путеводитель. – М., 2009.

 

б) дополнительная литература:

Иванова Н. Скрытый сюжет: Русская литература на переходе через век. – СПб., 2003.

Кучерская М. Наплевать на дьявола: Пощечина общественному вкусу. – М., 2009.

Латынина А. Комментарии: Заметки о современной литературе. – М., 2009.

Черняк М.А. Массовая литература XX века: Учебное пособие. – М., 2007.

Шайтанов И. Дело вкуса: Книга о современной поэзии. – М., 2009.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Google, Rambler, Yandex.

19.09.2011, 8784 просмотра.



Автобиография :  Библиография :  Тексты :  Пародия :  Альма-матер :  Отзывы :  Галерея :  Новости :  Контакты