главная страница










Художественное новаторство русской поэзии: от 1920-х годов до наших дней. Программа спецкурса

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ/СПЕЦКУРСА/СПЕЦСЕМИНАРА/МОДУЛЯ

Наименование дисциплины (модуля)

Художественное новаторство русской поэзии:  от 1920-х годов до наших дней

Рекомендуется для направления подготовки 031300 «Журналистика»

 

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

 


1.1 Аннотация дисциплины

История русской поэзии – это постоянный поиск новизны на всех уровнях художественной формы: стиховом, образном, композиционном. Поэзия в ХХ веке стала главной движущей силой литературного процесса. Ее корифеи: Блок, Хлебников, Маяковский, Пастернак, Цветаева – остаются и сегодня  властителями дум. Их новаторский опыт продолжили поэты 1960-70-х годов (Б. Ахмадулина, И. Бродский, А. Вознесенский, В. Соснора и др.), новые яркие имена появляются и сегодня.

 

1.2 Цели освоения дисциплины/модуля

Целями освоения дисциплины (модуля) «Художественное новаторство русской поэзии: от 1920-х годов до наших дней» являются: формирование у обучающихся представления о поэтическом новаторстве, его содержательном и формальном аспектах, его образной, ритмической и композиционной специфике, об основных новаторских течениях (футуризм  и ЛЕФ, обэриуты, конструктивисты, эстрадная поэзия 1960-х гг., авторская песня, «другая» поэзия 1980-1990-х гг., концептуализм, неоавангард рубежа ХХ – ХХI вв.), о формах рецепции новаторской поэзии (критика, пародия), обретение навыков самостоятельного анализа поэтических текстов.

 

1.3 Задачи освоения дисциплины

Задачами освоения дисциплины (модуля) «Художественное новаторство русской поэзии: от 1920-х годов до наших дней» являются: освоение обучающимися стихотворных текстов крупнейших поэтических новаторов ХХ века (Хлебников, Маяковский, Пастернак, Мандельштам, Цветаева), знакомство с широким спектром творческих индивидуальностей и течений, проработка критических и литературоведческих материалов о новаторской поэзии, литературных пародий на новаторские произведения.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

 

Дисциплина входит в общенаучный блок базовой части ООП бакалавриата. Она логически и содержательно-методически связана с дисциплиной «Теория литературы» (новаторство рассматривается как фактор литературного развития).

Для изучения дисциплины студент обязан владетьосновными понятиями теории литературы, навыками анализа художественного текста.

Освоение дисциплины «Художественное новаторство русской поэзии: от 1920-х годов до наших дней» требуется как предшествующее изучению дисциплины «История новейшей отечественной литературы.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;

- знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики. Понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать: основные особенности новаторских течений русской поэзии ХХ - начала ХХI в., исторические закономерности развития поэзии, важнейшие стихотворные тексты поэтов-новаторов, литературоведческие и критические концепции поэтического новаторства.

Уметь: применять полученные знания в практической деятельности – для самостоятельного  анализа и оценки литературных произведений, для презентации достижений отечественной поэзии в журналистской работе.

Владеть: обширной  информацией о художественном новаторстве отечественных поэтов,

журнально-газетным и литературно-критическим контентом, связанным с данным предметом.

 

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 16 часов.

 

4.1. Структура дисциплины (модуля) Художественное новаторство русской поэзии: от 1920-х годов до наших дней

п/п

Раздел

Дисциплины

Тема раздела

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

 

 

 

 

 

Лекции

Семинары

СРС

 

 

1

Историко-литературные предпосылки художественного новаторства.

Художественное новаторство как теоретико-литературная проблема.

 

5

1

2

 

2

 

 

2

Историко-литературные предпосылки художественного новаторства.

 

Поэзия модернизма и авангарда в общеэстетическом контексте.

 

5

2

2

 

2

 

 

3

Историко-литературные предпосылки художественного новаторства.

Художественное новаторство и политическая революционность. Футуризм и ЛЕФ. Судьба Маяковского.

 

5

3

2

 

2

 

 

4

Поэты-новаторы: судьбы и тексты.

Новаторские тенденции и течения в поэзии 1920-30-х гг. Литературная пародия как зеркало художественных поисков.

 

5

4

2

2

 

 

 

5

Поэты-новаторы: судьбы и тексты.

Пастернак, Мандельштам, Ахматова и Цветаева как новаторы.

 

5

5

2

2

 

 

Коллоквиум

6

Поэты-новаторы: судьбы и тексты.

Художественные открытия поэзии 1960-1970-х гг.

 

5

6

2

2

 

 

 

7

Новаторство и современность.

Новаторские тенденции в авторской песне. Поэты 1960-70-х гг. в пародиях.

 

5

7

2

2

 

 

 

8

Новаторство и современность.

«Другая» поэзия 1980-1990-х гг. и споры о ней в критике.

 

5

8

 

 

 

 

 

9

Новаторство и современность.

Новаторская поэзия сегодня.

 

5

9

 

 

 

 

Зачет

4.2. Содержание разделов дисциплины (модуля)

№ п/п

Раздел дисциплины

Тема раздела

Содержание темы

1

Историко-литературные предпосылки художественного новаторства.

Художественное новаторство как теоретико-литературная проблема.

Диалектика традиции и новаторства.

Концепция «отталкивания» в работах Ю.Н. Тынянова, понятие «остранения» в работах В.Б. Шкловского. Споры о новаторстве в отечественной критике.

 

2

Историко-литературные предпосылки художественного новаторства.

Поэзия модернизма и авангарда в общеэстетическом контексте.

 

Художественные открытия «Серебряного века». Поэзия и живопись. Поэзия и музыка. Поэзия и театр. Авангард как художественный феномен.

3

Историко-литературные предпосылки художественного новаторства.

Художественное новаторство и политическая революционность. Футуризм и ЛЕФ. Судьба Маяковского.

 

«Левое» и «правое» в политике и в искусстве. Связь «левого» искусства с утопическим проектом революционного преобразования мира. Журналы «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ». Новаторская поэзия и кинематограф. Творческая и человеческая трагедия

В. Маяковского.

4

Поэты-новаторы: судьбы и тексты.

Новаторские тенденции и течения в поэзии 1920-30-х гг. Литературная пародия как зеркало художественных поисков.

 

Имажинизм, его роль в творческой судьбе С. Есенина. Конструктивизм, поэзия И. Сельвинского. Поэзия обэриутов (Н. Заболоцкий, А. Ввведенский, Д. Хармс).

Отражение новаторских поэтических стилей в литературной пародии (А. Архангельский, Арго и др.).

5

Поэты-новаторы: судьбы и тексты.

Пастернак, Мандельштам, Ахматова и Цветаева как новаторы.

 

Новаторская образность и ритмика Б. Пастернака. Поэтическая семантика стихов  О. Мандельштама. «Поэма без героя» А. Ахматовой: ритмическая и композиционная структура. М. Цветаева: «безмерность» в «мире мер».

6

Поэты-новаторы: судьбы и тексты.

Художественные открытия поэзии 1960-1970-х гг.

 

Роль Пастернака и Ахматовой в судьбе поэтов нового поколения. Новаторские поиски Б. Слуцкого, Л. Мартынова, А. Межирова. Молодые «шестидесятники» (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Ю. Мориц): их язык, ритмика, образность. Поэтический радикализм В. Сосноры, его связь с традицией В. Хлебникова.

И. Бродский, его связь с традициями Мандельштама и Цветаевой, его индивидуальные открытия.Поэты «лианозовской» школы: Е. Кропивницкий, Г. Сапгир, И. Холин, Я. Сатуновский.

7

Новаторство и современность.

Новаторские тенденции в авторской песне. Поэты 1960-70-х гг. в пародиях.

 

Влияние В. Маяковского на раннее творчество Б. Окуджавы и В. Высоцкого. Окуджава и Высоцкий как новаторы поэтического языка. Остросовременные черты песенной поэзии М. Анчарова, Н. Матвеевой, Ю. Визбора, А. Городницкого, Ю. Кима.

Поэзия 1960-1970-х гг. в зеркале пародий Ю. Левитанского и др.

8

Новаторство и современность.

«Другая» поэзия 1980-1990-х гг. и споры о ней в критике.

 

Новаторская поэзия Г. Айги и проблема свободного стиха. Поэзия «метареализма» (И. Жданов, А. Парщиков, А. Еременко) и концептуализма (Д. Пригов, Л. Рубинштейн, Т. Кибиров). Новаторство поэтов петербургской школы: В. Кривулин, Е. Шварц и др. Постмодернизм как художественная реакция на поэзию модернизма и авангарда.

9

Новаторство и современность.

Новаторская поэзия сегодня.

 

Влияние И. Бродского, В. Сосноры, Г. Айги на творчество новейших поэтов. Проблема верлибра в современной поэзии. Поэтические миры Н. Азаровой, С. Бирюкова, А. Сен-Сенькова и др.

5. Рекомендуемые образовательные технологии

В ходе учебного процесса рекомендуются: систематические обсуждения новинок поэзии и работ о поэтическом новаторстве,  тренинги с целью формирования и развития профессиональных навыков, встречи с поэтами и литературными критиками.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

К самостоятельной работе относятся: чтение художественных произведений, знакомство с поэзией в текущей литературной периодике, чтение литературоведческих трудов и критических статей.

 

После завершения семестра сдается зачет.

Список текстов для самостоятельного чтения

Блок А. Двенадцать. Крушение гуманизма. О назначении поэта.

Хлебников В. Стихи 1921-1922 гг.

Пастернак Б. Стихи и поэмы.

Мандельштам О. Стихи и поэмы.

Цветаева М. Стихи и поэмы.

Ахматова А. Поэма без героя.

Поэзия имажинизма.

Поэзия обэриутов.

Строфы века. Антология. Сост. Е. Евтушенко.

Стихи Л. Мартынова, Б. Слуцкого, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, И. Бродского и др. (согласно тематике лекций).

Контрольные вопросы для подготовки к зачету

 

  1. Что такое новаторство в искусстве?
  2. Как связаны традиция и новаторство?
  3. Какую роль сыграла поэзия футуризма?
  4. Какова судьба ОБЭРИУ как творческого направления?
  5. Каково было отношение советской власти к поэтам-новаторам?
  6. Почему новый расцвет поэзии пришелся на время «оттепели»?
  7. Какие поэтические имена определили литературную ситуацию 1960-1970-х годов?
  8. В чем новаторство мастеров авторской песни?
  9. Существует ли сегодня поэтический авангард?
  10. Кто из молодых поэтов сегодня наиболее интересен и перспективен?

 

 

 

Тематика рефератов

  1. Традиция и новаторство в литературном развитии.
  2. Поэтика футуризма.
  3. Свободный стих у Хлебникова.
  4. Образ мира в книге Пастернака «Сестра моя – жизнь».
  5. Язык и стих Маяковского.
  6. Ахматова и Цветаева как новаторы.
  7. Пастернак и Мандельштам как новаторы.
  8. Художественные открытия поэтов-шестидесятников.
  9. Новаторские черты поэтики Бродского.
  10. Геннадий Айги и Виктор Соснора: поэтические открытия.
  11. Современный свободный стих.
  12. Поэтический эксперимент сегодня.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

Богомолов Н. Поэзия 1917 – начала 1930-х гг. Пособие для студентов. М., 1996.

Богомолов Н. Русская литература первой трети XX века: Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск, 1999.

Богомолов Н. Вокруг «серебряного века». М., 2010.

Каверин В., Новиков Вл. Новое зрение. Книга о Юрии Тынянове. М., 1988.

Крусанов А.В. Русский авангард. 1907-1932. Исторический обзор. Том I. Кн.1-2. М., 1996.

Новиков Вл. Заскок: эссе, пародии, размышления критика. М., 1997.

Новиков Вл. Роман с литературой. М., 2007.

Новиков Вл. Литературные медиаперсоны ХХ века. Личность писателя в литературном процессе и медийном пространстве. М., 2017.

Поэзия. Учебник. Сост. Н. Азарова, К. Корчагин, Д. Кузьмин. М., 2016.

Тынянов Ю. Литературная эволюция. М., 2002.

Шкловский В. Гамбургский счет. М., 1990.

Эпштейн М. Парадоксы новизны. О литературном развитии ХIХ – ХХ веков. М., 1988.

Якобсон Р. Работы по поэтике. М.. 1987.

 

б) дополнительная литература:

Бак Д. Сто поэтов начала столетия. Пособие по современной русской поэзии. М., 2015.

Бирюков С. Поэзия русского авангарда. М., 2001.

Зубова Л. Языки современной поэзии. М., 2010.

Кобринский А. А. Поэтика «ОБЭРИУ» в контексте русского литературного

авангарда ХХ века. В 2 кн. М., 1999.

Кулаков В. Поэзия как факт. Статьи о стихах. М., 1999.

Турчин В. По лабиринтам авангарда.  М.: Просвещение, 1993.

Харджиев Н. Раоты об авангарде. В 2-х т. М., 1997.

 

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Google, Rambler, Yandex.

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

В зависимости от навыков чтения лекций может использоваться power-point.Для самостоятельной работы студентов вполне достаточно размещенных в Интернете материалов.

Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ с учетом рекомендаций и ПООП ФГОС по направлению и профилю подготовки: Журналистика.

 

Разработчик

Факультет                           проф. каф. литературно-                 В.И. Новиков

журналистики МГУ           художественной критики        

Эксперты (представители работодателей):

 

Факультет                           зав. каф. литературно-                    Н.А. Богомолов

журналистики МГУ           художественной критики

проф.        

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

 


27.09.2017, 41 просмотр.



Автобиография :  Библиография :  Тексты :  Пародия :  Альма-матер :  Отзывы :  Галерея :  Новости :  Контакты