главная страница










Сущность и границы понятия "современная литература" (для иностранных магистрантов)

I. СУЩНОСТЬ И ГРАНИЦЫ ПОНЯТИЯ «СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Слово «современный» в Толковом словаре С.И. Ожегова объясняется так: «относящийся к настоящему времени, теперешний». Далее следует пример: «Современная русская литература». То есть ключевое поyzтие здесь – «настоящее время».

Указывается в словаре и другое значение слова: «стоящий на уровне своего века, не отсталый». Оно тоже важно для изучения литературы.  Из всего обилия выходящих книг, из множества появляющихся произведений стоит выбирать те, что достойно и адекватно представляют наше время. Те, что ставят актуальные проблемы – социальные, нравственные, философские. Те, что эстетически соответствуют духу современности, создаются не по вчерашним законам. По этой причине синонимом слова «современный» стало прилагательное «актуальный». Когда говорят и пишут «актуальная словесность», «актуальная поэзия», «актуальная проза», обычно имеют в виду литературу подлинно современную – и по содержанию и по форме.

Мы уже почти два десятилетия живем в двадцать первом веке. А двадцатый век уже многие люди, особенно молодые, стали называть «прошлым веком». С этой точки зрения резонно рассматривать в качестве «современных» произведения, опубликованные после 2000 года. Однако нынешнее состояние русской литературы, ход литературного процесса в России обусловлены историческими сдвигами, произошедшими в середине 1980-х годов. Поэтому в широком смысле понятие «современная русская литература» включает в себя писательские имена и названия художественных произведений, начиная с 1985 года и до наших дней.

Середина 1980-х годов - рубеж советской и «постсоветской» эпох. В СССР начинается период перестройки и гласности. Идет процесс демократизации общества.

Перестраивается политические структуры страны, на рыночные рельсы переходит экономика. В прессе идет открытый разговор о социальных проблемах, предаются гласности негативные явления прошлого. Литература и искусство освобождаются от жесткого идеологического контроля. К читателю приходят ранее запрещенные произведения: «Мы» Евгения Замятина, «Собачье сердце» Михаила Булгакова, «Повесть непогашенной луны» Бориса Пильняка  «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына. Они становятся фактами современной культуры. В Россию возвращаются писатели, жившие и печатавшиеся за рубежом: Василий Аксенов, Владимир Войнович, Георгий Владимов и др., снимается запрет с их произведений. В 1990 году законодательным актом запрещается цензура литературных произведений. В 1994 году на родину возвращается Александр Солженицын.

Прекращает свое существование Союз писателей СССР, а реальным центром литературной жизни становятся толстые литературные журналы, тиражи которых достигают миллионных цифр. Это было обусловлено прежде всего обилием острых публицистических статей, а также тем, что через журналы к читателю приходила «возвращенная» (то есть ранее запрещенная) литература.

Вместе с тем в годы перестройки и гласности происходит и творческое обновление литературы. Начинают печататься и бурно обсуждаться «другая» проза и поэзия, продолжающие линию модернизма. На литературную авансцену выходит  постмодернизм. Отчетливее становится противопоставление литературы «элитарной», ориентированной на эстетически подготовленных читателей, -  и массовой, адресованной широкому кругу. На смену советскому плановому книгоизданию приходит книжный рынок с его жесткими законами.

В 2000-е и в 2010-е годы на облик современной литературы отчетливое влияние оказывает новое медиапространство и прежде всего Интернет. Не случайно одно из определений современной словесности – «литература цифровой эпохи».

В медийной практике существует еще и чисто прагматическое разграничение литературы прошлого и современной литературы. К современным писателям журналисты обычно относят писателей ныне живущих и творящих. Писателей, уже ушедших и жизни, относят к области истории литературы. Однако если творчество покойного автора по-настоящему актуально (как, например, проза Сергея Довлатова), то критики и журналисты могут рассматривать его в контексте современной словесности.

Слова «современный», «современник» в русской культуре наполнены особым смыслом. «Современник» - так назывался литературный журнал, который основал Пушкин, а потом возродили Некрасов и Панаев. «Чтоб быть современнику ясным,  весь настежь распахнут поэт», - утверждала Ахматова. И сейчас читатель ждет от писателей таких произведений, в которых, говоря пушкинскими словами, «отразился век и современный человек изображен довольно верно».

 

Вопросы по теме:

1. Какие два значения есть у прилагательного «современный»?

……………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………..

2. С какого исторического момента начинает формироваться то, что мы сегодня называем «современной литературой».

…………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………….

3. Что такое «перестройка» и «гласность»? Выпишите из справочных изданий определения этих понятий.

……………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………….....

4. Произведения каких ранее запрещенных писателей пришли к российским читателям в 1980 – 1990 – е годы?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….....

5. Какой вид литературной прессы был особенно популярен в 1980 = 1990-е годы?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

 


06.02.2019, 19 просмотров.



Автобиография :  Библиография :  Тексты :  Пародия :  Альма-матер :  Отзывы :  Галерея :  Новости :  Контакты