Вл. Новиков. Пародии на В. Шкловского и Ю. Тынянова
Вл. Новиков
Из цикла в критическом лесу. Новые прочтения старой сказки.
Обе пародии были впервые опубликованы в «Литературной газете» 4 апреля 1984 года, а потом перепечатывались в разных антологиях, вошли и в книгу Вл. Новикова «Заскок» (1997).
ВИКТОР ШКЛОВСКИЙ
НЕ О СЕБЕ
Начну с конца.
В искусстве концы не сходятся с концами, потому что конец - это всегда начало.
Сначала в «Красной шапочке» не было счастливого конца, но автор написал его, потому что так было надо.
Об этом есть у Толстого.
Время выбирает цвет шапочки, и нас тоже выбирает время.
Заново пишутся Библия, «Декамерон», «О теории прозы». На «Красную шапочку» сочиняются новые пародии.
И на меня написано много пародий, но все они неудачны.
Не получилась и эта.
Меня пытаются передразнить, начиная каждую фразу с нового абзаца.
Но этого мало.
Надо заполнить пространство между абзацами собственной судьбой, и для этого нужно жить, а не пародировать жизнь.
Можно ходить по комнате, размахивая руками, как крыльями, но это не будет полетом. Нельзя летать, ступая ногами по земле.
В литературе много пешеходов. Они думают, что идут вперед, а на самом деле это жизнь проходит мимо них.
Не пишите пародий.
Учитесь летать.
ЮРИЙ ТЫНЯНОВ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ АППЕТИТЫ
Шарль Перро принадлежит к тем современным писателям, которым литературная диета противопоказана. Открыватель новых блюд, он действует путем дерзкой деформации традиционного рациона. Ему давно приелись (как и нам) все эти омлеты, котлеты, триолеты - инерционные, а потому ужасно невкусные конструкции. Читатель не верит сегодня роскошно оформленным меню, где под красивыми названиями (ромштекс, рондель и т.п.) ему пытаются сбыть остатки вчерашнего обеда. Нам не нужны котлеты, которые уже кто-то ел.
Литература (если она хочет оставаться литературой) должна питаться тем, чего еще никто и никогда не пробовал. Так работает Перро. Волк у него съедает на первое бабушку, на второе - внучку и при этом свободно обходится без обязательного десерта. Съедает легко, весело, прекрасно пережевывая и старый, и новый материал. «Красная шапочка» возвращает нам забытое ощущение аппетита.
Старая бабушка находит применение в новой функции. По-видимому, в литературе съеденная бабушка можем оказаться более живой, чем целая.
15.03.2017, 1190 просмотров.