главная страница










Художественные параметры литературно-критической деятельности. Тезисы доклада

Новиков В.И.

Художественные параметры литературно-критической деятельности

 

(тезисы доклада на конференции факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова «Журналистика в 2016 году: творчество, профессия, индустрия»,

секция  «Литературно-художественная критика: наука, публицистика, искусство», 8 февраля 2017 года)

 

1. В самой основе литературной критики лежит художественное по сути субъективно-эмоциональное сравнение эстетической реальности литературного произведения с реальностью жизненной. Таковы легендарные социологические метафоры XIX века («энциклопедия русской жизни» - Белинский о «Евгении Онегине», «луч света в темном царстве» - Добролюбов о «Грозе» Островского), таковы и эстетические метафоры ХХ века («Он не только бродит, но он и бродило, дрожжи» - Ю. Тынянов о поэзии Пастернака; «...векселя, передающиеся из строки в строку» - он же о поэзии Мандельштама). Художественная условность отличает критическую интерпретацию от филологической герменевтики, требующей точности и объективности.

2. Литературной критике присуща также гиперболичность оценок и трактовок, неприемлемая для научного литературоведения. Так, Белинский, первым давший высокую оценку лермонтовскому «Герою нашего времени», вместе с тем недооценивал прозу Пушкина, относя «Повести Белкина» и «Капитанскую дочку» к «беллетрическим» произведениям. Ю. Тынянов, высоко оценивая поэзию Хлебникова, как критик явно принижал значение творчества Блока.

3. Если научная филология тяготеет к доказательной полноте, к обилию примеров, то критика стремится к достижению суггестивного эффекта, и используемые критиком цитаты и примеры носят характер образно-эмоциональной синекдохи (часть вместо целого).

4. Литературной критике присуща особенная организация речи, специфический тип композиции. Фраза критика потенциально афористична, рассчитана на изолированное цитирование и использование вне контекста. В этом плане критика соотносима не с художественной прозой, а с поэзией. Речь критика, подобно стиху, «сукцессивна» в отличие от «симультанного» построения литературоведческого текста. Данные термины принадлежат Ю. Тынянову, и его собственные труды наглядно демонстрируют разницу между научным литературоведением и литературной критикой. Книга «Проблема стихотворного языка» отчетливо прозаична и «симультанна», а знаменитая  статья 1924 года «Промежуток» сориентирована на стиховой тип речи и может быть названа своеобразной поэмой. Сама ее дробная композиция, полагаем, вдохновлена моделью блоковской поэмы «Двенадцать».

5. Литературно-критической деятельности присущи также определенные элементы публичного перформанса. А все вышеописанные художественные особенности критики в нынешней ситуации теснейшим образом связаны с проблемой медийности критического текста.

 


01.02.2017, 167 просмотров.



Автобиография :  Библиография :  Тексты :  Пародия :  Альма-матер :  Отзывы :  Галерея :  Новости :  Контакты