Вл. Новиков. Журнал как фактор творческой судьбы литератора
Новиков В.И.
Журнал как фактор творческой судьбы литератора
(на материале собственного критического и прозаического опыта)
Тезисы доклада
Дебютировав в 1976 году в журнале «Вопросы литературы», автор настоящего доклада в 1980 году получил приглашение от журнала «Новый мир» и выступил на его страницах с критической статьей, после чего продолжает там систематически печататься в разных жанрах. Ему довелось публиковаться также в журналах «Звезда», «Октябрь», «Знамя», «Юность», «Нева», «Литературное обозрение», в академических изданиях, в зарубежной периодике (общее число журналов – более пятидесяти). За плечами автора долгое сотрудничество с «Литературной газетой», «Независимой газетой», «Общей газетой», «Вечерней Москвой», новейшими интернет-изданиями: «Частный корреспондент», «Свободная пресса» и др., регулярные выступления на радио и телевидении. Однако если обобщить весь этот опыт, то доминантным типом издания, определившим индивидуальную судьбу автора, следует признать российский толстый литературный журнал.
Рассматривая вопрос в широком социокультурном плане, можно указать здесь следующие факторы:
1. Работа в творческом ансамбле и причастность к социальному контексту эпохи.
Для автора толстого журнала было судьбоносным соседство с литературными корифеями современности и великими предшественниками. Скажем, «Роман с языком» было принципиально важно напечатать в «Звезде», где публиковались создатели филологического романа Ю. Тынянов и В. Каверин. А вместе с «Новым миром», помимо творческих радостей, выпало пережить горечь цензурного запрета (статьи о Высоцком в 1983 году).
2. Творческая конкуренция и общественное признание.
В толстых журналах некогда был очень высок уровень требований к критике. Если публикация в «Литературной газете» возводила дебютанта в ранг мастера, то публикация в «Новом мире» была уже своеобразным «гроссмейстерским баллом».
3. Острое ощущение Времени.
Его создают публикации крупных вещей«с продолжением». Автор так дважды печатался как романист и дважды как автор биографических книг. Кроме того, настоящий толстый журнал – это непременно ежемесячник. Многие новейшие издания с этой точки зрения не журналы, а альманахи.
4. Обратная связь с читателем.
Письма читателей в редакцию (они иногда продолжают поступать до сих пор), зачитанные до ветхости экземпляры толстых журналов в массовых библиотеках… Небезнадежна и нынешняя ситуация. Рефераты студентов магистратуры первого курса на тему «Сравнительный анализ журналов “Новый мир” и “Знамя”» демонстрируют принципиальную «читабельность» этих изданий в глазах взыскательной молодежной аудитории.
13.10.2017, 1060 просмотров.